Бүгін біз қазақтың ұлы әншісін, жарқын адамды, аса мақтанышпен КСРО-ның
Халық әртісі ретінде бірінші боп марапатқа ие болған, қазақтың қызы
Күләш Байсейтованы (1912-1957) әске түсіреміз. ?рбір концерттен кейін, көрермендер оны қолдарына ұстап шығарды. Қазақтың бірінші
«Қыз-Жибек» операсын, арнайы оған
Евгений Брусиловскимен жазылды.
***
Куляш Байсеитова – личность, поистине, легендарная. Она прожила короткую жизнь - всего 45 лет, но жизнь эта была яркая, озаренная всеобщей народной любовью. Признание народом таланта и искусства Куляш Байсеитовой как бы "узаконивало" то новое, что появилось в музыкальной культуре в 20 веке. Европейские жанры и формы - хоровое искусство, симфонический оркестр, опера входили в жизнь кочевой степи, не только с помощью русских композиторов и музыкантов, но и наших талантливых национальных исполнителей.
Родилась певица в г. Верном в 1912 г. В 1928 году из Кызыл-Орды в новую столицу Алма-Ату переезжает Казахский драматический театр. 17-летняя Куляш почти сразу начинает работать в нем. В то время театральный вечер составляли небольшие пьесы в первом отделении и концерты с участием певцов, инструменталистов, танцоров из числа артистов театра, во втором. Куляш выступает и в спектаклях, и в концертах. Тогда она еще пела в соответствии с национальными традициями женского вокала - низким голосом. Но очень скоро стало очевидно, что истинная ее природа - высокое колоратурное сопрано. Профессиональные вокалисты Д. Дианти, З. Писаренко и другие работали над постановкой голоса девушки. Начиная со спектакля "Шуга" по пьесе Б. Майлина, Куляш запела высоким голосом. Она сознательно сохранила близость к народной манере пения открытым звуком. Удивительный талант Куляш позволил соединить в органичном синтезе традиции русской вокальной школы и национальные особенности пения.
Успех к певице пришел с первой же постановкой музыкальной комедии "Айман-Шолпан" в 1933 году в Государственной музыкальной студии, где она выступила в роли главной героини. По всей республике звучало ее имя, и народ, опережая официальное признание, дал ей свое высокое "звание" – «казахский соловей»! А вскоре, в 1934 году, певица получила и свое первое почетное звание Заслуженной артистки КазССР.
Настоящим историческим событием нашей национальной культуры стала постановка первой казахской оперы "Кыз-Жибек". В то время в программках указывали, что это народная музыка в обработке Е.Брусиловского. В нее вошло более 50 народных песен и кюев, подбирали их первые исполнители, среди них была и Куляш. Благодаря образу непревзойденной Кыз Жибек, Куляш покорила Москву в дни Декады казахского искусства в 1936 году.
"Я не могла бы назвать певицу, с которой можно было бы ее сравнить, до такой степени индивидуален и своеобразен ее высокий, легкий и прозрачный голос… Серебристый тембр…, действительно напоминает пение птицы, и Куляш Байсеитова заслуженно, без малейшей натяжки и преувеличения, получила название "казахского соловья", - писала В. Барсова, выдающаяся певица, народная артистка СССР, солистка Большого театра.
Ошеломляющий успех Куляш получил столь же ошеломляющее признание всей страны - совсем еще юной (ей всего 24 года), в числе первых в Советском Союзе, ей присудили высшее звание - Народной артистки СССР!
Талант Куляш Байсеитовой многогранен. Она - блистательная исполнительница музыкально-драматических спектаклей, первая казахская профессиональная оперная и концертная певица. Благодаря Куляш, казахский народ познал мировую оперную классику и народную музыку других стран. Ее голос, чистый и полетный, с ярким характерным национальным тембром, столь привычным для нашей степи, смог сделать музыку, чуждую и незнакомую, близкой и понятной казахскому народу.
Главным в творчестве певицы была, конечно, опера. У ее истоков стояла целая плеяда замечательных голосов - Курманбек Джандарбеков, Канабек Байсеитов, Гарифулла Курмангалиев, Манарбек Ержанов. Но первое место, несомненно, принадлежит Куляш Байсеитовой. Она была не столько исполнительницей главных партий, сколько творцом оперных спектаклей, особенно национальных. Память народа до сих пор хранит незабываемые образы Кыз-Жибек, Хадиши, Акжунус, Ажар, Сары, созданные Куляш. Через нее казахский народ впервые познакомился и с классическими оперными героинями, принял и полюбил их.
"Создаю ли я роль гордой Кыз-Жибек или коварной обольстительницы Акжунус, - говорила певица, - благородной Хадиши или Маро в грузинской опере "Даиси", или трагической Баттерфляй в "Чио-Чио-сане", или гордой Татьяны ("Евгений Онегин"), - я пою о человеке!" Певица много гастролировала, выступая на самых престижных подмостках страны. Эти выступления Куляш познакомили мир с богатейшим музыкальным искусством Казахстана.
Правительство высоко оценило заслуги Куляш Байсеитовой. Она - дважды лауреат Государственной премии СССР (1948, 1949), неоднократно избиралась депутатом Верховного Совета КазССР, была членом комитета по присуждению Госпремий, являлась организатором и бессменным руководителем Казахского театрального общества, участвовала в работе II Всемирного Конгресса сторонников мира, награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Казахстанцы чтят память о Куляш: ее именем названа улица в Алматы, одна из специальных музыкальных школ южной столицы тоже носит ее имя, раз в 4 года проводится конкурс вокалистов имени К. Байсеитовой, и открывшийся в Астане новый оперный театр тоже назван именем выдающейся певицы.
В статье использованы материалы, размещенные на сайте http://zs.808.kz/