?йгілі композитор Роберт Шуман, алғашқы рет Паганиниді естігенде жазғаны: «Мен құлақ естімеген дыбыс күшінен бастайды деп ойладым. Ал міне бастады – дыбысы қандай нәзік және әрі тыныш. Магнетикалық шынжырын жұртқа қарай оңайлықпен және білінбетіндей тастаған кезде, адамдар еріксіз қозғала бастады. Енді сиқырлы сақиналары одан әрі шатасып; суретшімен арбалғандай, біртіндеп бірыңғай екпінде қосылғанша, адамдар бір - біріне сығылыса жақындай берді. Басқа сиқыршылар өз өнерінде басқа формулаларды пайдаланады».Николо Паганини (Niccolò Paganini; 27 октября 1782, Генуя) — итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор. Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII—XIX веков. Признанный гений мирового музыкального искусства.
***
Никколо Паганини был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, назван «держателем мандолин».
Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке, сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это, впоследствии, сказалось на его, и без того, слабом здоровье. «Трудно представить более строгого отца, чем мой, - говорил он. – Когда ему казалось что я недостаточно прилежен, он оставлял меня без еды и голодом вынуждал удвоить старания, так что мне пришлось много страдать физически, и это стало сказываться на моем здровье».
Мать мучилась и переживала, гляда на бледное лицо своего любимца, на его впалые щеки и лихорадочный блеск темных, глубоко запавших глаз. Она боялась за него. Когда мальчику было четыре года, он заболел краснухой. Болезнь настолько тяжело отразилось на его нервной системе, что с ним случился припадок каталепсии – целый день Никколо лежал словно мертвый – неподвижный и холодный. Решили, что он скончался, завернули в простыню и уже собирались положить в гроб, как вдруг мальчик шевельнулся, и стало ясно, что он еще жив. Краснуха - обычная детская болезнь, и не такая уж тяжелая. Но, видя, как переносит ее Никколо, мать справедливо решила, что он наделен особенной, болезненной чувствительностью. Другие болезни тоже протекали у него с ужасными осложнениями.
Тереза утешалась только воспоминаниями о чудесном сне:
раз уж ангел пообещал Никколо славу скрипача, значит, мальчик выживет... Она водила его иногда с собой в церковь, где страстно молилась за его здоровье и его будущее.
***
В церкви Никколо, как зачарованный, слушал орган: музыка действительно становилась смыслом его жизни. ? если верно , что отец заставлял его заниматься до изнеможения, то так же верно и то, что мальчик и сам с каждым днем все больше и больше увлекался скрипкой.
«Я был в восторге от инструмента, - рассказывал он потом Шотки*,- и занимался непрерывно, пытаясь найти какие-то совершенно новые, никому не ведомые прежде позиции пальцев, чтобы извлечь звук, который поразил бы людей».
***
На мало искушенных в музыке слушателей Паганини воздействовал многими трюками, вроде подражания пению птиц, мычанию коров, жужжанию пчел и пр. За подобные номера завистники называли Паганини шарлатаном.
Однажды на концерте он исполнил композицию только на двух струнах, которую назвал "Дуэтом влюбленных".
Одна его почитательница восторженно сказала маэстро:
- Вы совершенно несносный человек, ничего не оставляете другим... Кто сможет Вас превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне, но это же совершенно невозможно.
Эта идея весьма понравилась Паганини, и через несколько недель на концертах он уже играл сонату на одной струне...
Однажды перед концертом завистники Паганини подрезали на его скрипке все струны, кроме одной, однако Паганини не испугался трудностей и, как обычно, сыграл блестяще.
Узнав об этом, поклонники поинтересовались:
- Маэстро, а совсем без струн Вы моги бы сыграть?
- Пара пустяков, - усмехнулся Паганини, и с присущей только ему виртуозностью исполнения, исполнил пицикато на барабане.
?мя Никколо Паганини стало символом наивысшей виртуозности в музыкальном исполнительстве. Он заложил основы современной скрипичной техники, оказал влияние на развитие пианизма и искусства инструментовки. Паганини был и крупнейшим композитором, одним из основоположников музыкального романтизма. Особенно популярны его 24 каприччи для скрипки solo, два концерта для скрипки с оркестром. Ему принадлежат также различные пьесы и вариации для скрипки, инструментальные ансамбли, многочисленные пьесы для гитары.
***
Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок работы Антонио Страдивари, семей Гварнери и Амати, из которых свою наиболее любимую и известную скрипку Джузеппе Гварнери завещал городу Генуе. В наше время на ней раз в год, по установленной традиции, играют самые известные скрипачи мира.
***
Паганини называл скрипку «моя пушка» — так музыкант выражал свое участие в национально-освободительном движении ?талии, развернувшемся в первой трети XIX в. Неистовое, бунтарское искусство скрипача поднимало патриотические настроения итальянцев, призывало их к борьбе против социального бесправия.
Когда Паганини передали приглашение английского короля выступить при дворе за половину требуемого им гонорара, скрипач ответил:
- К чему такие расходы? Его величество может услышать меня за значительно меньшую сумму, если посетит концерт в театре!
Паганини был прозван «генуэзским якобинцем» и преследовался католическим духовенством. Его концерты нередко запрещались полицией, под надзором которой он находился.
***
В жизни Паганини был не просто рассеянным, он был абсолютно равнодушным к событиям собственной жизни. Он не помнил даже года своего рождения и писал, что "родился в феврале 1784 года в Генуе, и у своих родителей был вторым сыном". На самом же деле Паганини родился на два года раньше и был не вторым, а третьим сыном в семье. К подобным пробелам в памяти маэстро относился достаточно равнодушно и говорил, что "моя память находится не в голове, а в руках, когда они держат скрипку".
***
Последние пять месяцев своей жизни Паганини не мог выходить из помещения, у него опухли ноги, и он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.
Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года, он прожил ровно 57 лет и семь месяцев. ? почти все эти годы были прожиты без отдыха и покоя. Паганини никогда не ложился спать, не бросив прощальный взгляд на чародейку-скрипку, что владела им безраздельно.
«Никто не в силах выразить словами очарование, которое вызывает его благородное исполнение. Никто никогда не смел даже мечтать о том, что можно наяву услышать нечто подобное. Когда смотришь на него, слушаешь его, невольно плачешь или смеёшься, невольно думаешь о чём-то сверхчеловеческом. С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок».
Мария Тибальди-Кьеза
Примечание* -
Шотки Юлиус Макс (1794-1849) - профессор Пражского университета, первый биограф Паганини и автор книги «Жизнь и деятельность Паганини как художника и человека»
Ссылки:
«Паганини», Мария Тибальди-Кьеза, Москва, издательство «ПРАВДА», 1986 г.
?нтернет-ресурсы: wikipedia.org mus-info.ru vmiremusiki.ru belcanto.ru